Точка: Заметки о Школе дизайна Точка. Введение

17 сентября 2019


ЗАМЕТКИ О ШКОЛЕ ДИЗАЙНА ТОЧКА
Время пришло

Есть разные модели управления процессами, в рамках которых случаются те или иные события. Я не против разных моделей и подходов, но всегда старался избегать искусственного форсирования. Во-первых, в таких условиях мне очень тяжело. Во-вторых, на мой взгляд результаты часто могут быть поспешными и непродуманными. Зато когда мысль выдержалась и неспешно сформировалась в голове, то ничто уже не мешает оттуда её извлечь в спокойном режиме. Многим людям это не свойственно, они берут кредиты в прямом и переносном смысле, а потом в реактивном режиме сворачивают горы любыми способами, часто выжигая за собой всё подряд.

То, что я задумал хотелось сделать уже давно. Можно было начать, но раньше у меня не было чувства, что пора, а сейчас всё сложилось, и несмотря на то, что, как и у всех, времени катастрофически не хватает, нужно действовать.

Речь пойдёт о Школе дизайна Точка.

Многие  из вас слышали что-то об этом явлении. Кто-то больше, кто-то меньше. Если не слышали ничего, то можете зайти на сайт школы или на странички в социальных сетях. Если кратко, то «Точка» - это государственная пермская средняя общеобразовательная школа, где дети учатся с первого по одиннадцатый класс, и параллельно с обычными общеобразовательными предметами, реализуют самые разные проекты вместе с практикующими дизайнерами и ремесленниками в специально оборудованных мастерских. Около тридцати специалистов из разных сфер дизайна от графики до промышленного дизайна и архитектуры вместе с детьми занимаются познанием мира и развитием творческого мышления. А вокруг этого процесса образовалась уникальная среда, где пересекаются самые разные интересы.

Так случилось, что мне, моим друзьям и коллегам выпала честь быть в самом центре этой невероятной истории, которая изменила нас и наше окружение. Мне хочется рассказать об этом подробнее, а ещё это сделать надо.

Школа дизайна Точка – это смелый экспериментальный проект, который с самого своего появления ни на секунду не останавливает своего развития. Мы, как и все вокруг, несёмся вперёд с бешенной скоростью. Сегодня любое промедление может  отбросить в самый конец кого угодно и что угодно. Но мне кажется, что как бы быстро мы не бежали, впереди ещё так много всего интересного, что иногда нужно одёрнуть себя и замереть, чтобы оглянуться вокруг, назад, осмыслить пройденное, сверить компас с единомышленниками, а потом снова нестись вперёд к бесконечности, но уже с новыми силами.
Вот так и у нас настал момент, когда необходимо провести рефлексию, систематизировать и зафиксировать весь приобретённый опыт.

Таким абстрактным введением хотелось бы обозначить серию заметок  об удивительной пермской средней общеобразовательной «Школе дизайна Точка».

Меня зовут Никита, я закончил Пермский государственный технический университет и там же защитил кандидатскую диссертацию по техническим наукам, а параллельно с этим работал с друзьями в основанной нами студии дизайна «Кама». Недавно мне пришлось запустить небольшой стартап в мебельной сфере, а в свободное время мы с другом выступаем на музыкальных фестивалях с нашей группой 3000K. Так сложилось, что в школе «Точка» я являюсь Арт-директором. Причём словосочетание «так сложилось» максимально описывает процесс прикрепления этого понятия ко мне. Меня никто не выбирал, не предлагал, а я не просился. В общем не было никаких предпосылок, просто так сложилось. Сложно назвать это привилегией или каким-то особым статусом, но в таком качестве я осмелился начать фиксацию моих ощущений и надеюсь, что коллеги присоединятся к этому процессу. Опять же меня никто не просил, не платил и не подталкивал. Просто так сложилось.

Целью этой серии заметок я ставлю перед собой решение целого ряда важных задач.

1.
ПРИВЕДЕНИЕ МЫСЛЕЙ К ЕДИНОМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕЙНОГО БАЗИСА.  
К сожалению в нашей культуре слабо используется стратегия фиксации тех или иных знаний. В результате каждое начинание набивает свои шишки вместо того, чтобы пользоваться чужим опытом. На мой взгляд лучше подсмотреть за практиками японцев и их техникой постоянного улучшения, чтобы не набивать одни и те же шишки по несколько раз. Для дизайнеров очень важна эффективность того что они делают, а соответственно и для Школы дизайна Точка.

2.
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОПЫТА ПРОВЕРЕННОГО В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ.
«Точка» изначально задумывалась как инновационная образовательная модель, и за эти годы накоплен богатый опыт, которым мы всегда рады делиться и делаем это в разных форматах. Одним из таких форматов может стать и эта серия заметок. За время существования проекта появился целый ряд наблюдений, которые можно сформулировать как в виде абстрактных концепций, так как и в виде готового набора простых действий, которые можно повторить в любом образовательном учреждении. Нас довольно часто спрашивают, что нужно делать, чтобы начать двигаться в этом направлении. Ответить на такой вопрос каждому одним советом или даже лекцией достаточно сложно, поэтому эти материалы должны помочь.  Когда мы начинали, то ни у кого из команды и идеологов не было основы, инструкций и базы знаний, которую можно было бы развивать. Если бы нам изначально вручили бы ту информацию, что у нас есть сейчас, кто знает, где бы мы уже были. Но теперь такая база появится у вас.

3.
МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
Ученики в школе всегда на первом месте, и очень хотелось бы, чтобы и эта серия материалов помогла им в их жизненном пути. Часто слышу утверждение от детей и взрослых, что большая часть знаний полученных в школе никогда не пригодится, но на мой взгляд это глупость. И я обязательно буду доказывать это, чтобы дети понимали, что они изучают и зачем это нужно. Сама подача материала будет несколько сложновата для всех школьников, так как есть и другие задачи, поэтому данный пункт не в самом начале.

4.
ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.
Многие вещи нам приходится изобретать с нуля. Часто приходится действовать наугад. Очень важно получить обратную связь от тех, кто уже делал нечто подобное и тех, кто находится непосредственно в этом процессе. Возможно благодаря этим заметкам появится новая информация от коллег, друзей, сторонних наблюдателей, случайных прохожих и в первую очередь от родителей  и учеников.

5.
ОБЪЕДИНЕНИЕ СООБЩЕСТВА
Несмотря на то, что школа – это в первую очередь пространство для обучения детей, постепенно фокус Точки несколько сместился, и сегодня это центр притяжения интересов и детей, и их родителей, и учителей вместе с администрации школы, и многочисленных партнёров в лице бизнеса и государства, а также дизайн-сообщества и друзей школы со всего мира.

5. ПОВЫШЕНИЕ ВОВЛЕЧЁННОСТИ СОТРУДНИКОВ.
Школе очень повезло с командой, а люди – это самое главное в любом начинании. Как ни печально, периодически приходится сталкиваться с непониманием того, что происходит в школе даже у самых лояльных к нашим идеям людей внутри коллектива. Отсутствие информации и стеснение задать вопрос становятся врагами устойчивого развития. Очень важно научиться понимать друг друга и быстро вливаться в коллектив.

Точного плана действий нет, но в процессе будут рассмотрены следующие темы:
- краткая история школы «Точка»
- что такое дизайн
- зачем дизайн нужен каждому, и что такое творческое мышление
- ученики и выпускники школы дизайна «Точка»
- как дизайн уживается с общеобразовательными предметами
- команда школы. Кто за что отвечает
- что такое экспертный совет
- о сообществе детей-родителей-учителей-партнёров
- о роли школы в городе, стране и мире
- об образовательных программах «дизайн-проектов»
- совместные проекты предметников и дизайнеров
- визуальная система коммуникации школы
- о проектировании школьных пространств
- пришкольная территория
- проектирование современных школ
- смысл школьных мастерских и их руководителей
- рисунок в школе дизайна
- конкурс дизайна для школьников «Точка внимания»
- о «модуле инжиниринга» на уроках технологии (труда)
- летний детский лагерь «Точка»
- современные подходы к образованию и их внедрение
- наш взгляд на проблемы современного образования  и пути их решения
- зачем был нужен ПЦРД, и как им становится школа «Точка»



Не должно быть иллюзий, что эти заметки можно считать истиной. Это лишь начало итеративного процесса фиксации опыта с целью выйти на следующие уровни. Конструктивная критика приветствуется!

Не представляю с какой периодичностью будут появляться материалы по теме, но создаваться они будут в свободное  от других обязательств время. Для этого нужно достаточно много сил, энергии и энтузиазма. Например, только на эту вводную информацию, пришлось потратить несколько рабочих дней, а точнее ночей и выходных, хотя это лишь мои мысли, которые лежат на поверхности. Если вам интересна эта тема, то, как бы странно это ни  звучало, лучшей мотивацией в данном деле для меня будет ваша обратная связь в виде комментариев, лайков и репостов! Даже если вы не любите делать репосты, это любят социальные сети, а значит охват у публикаций выделенных читателями будет больше, и мы достигнем поставленной цели

Ну и наконец пара вопросов для вас:
1. Кто-то вообще дочитал до конца? Не самый короткий формат, но короче не получится.
2. Какие темы ещё интересны?
3. Пригодится?